Весь сайт

Отказ в утверждении ПДВ из отсутствия НМУ

Отказ Росприроднадзора при установлении ПДВ в связи с некомплектностью документов по причине отсутствия в составе проекта мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

 На основании пункта 2 статьи 19 «Об охране атмосферного воздуха» порядок проведения указанных в пункте 1 данной статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

 Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

 Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

 На основании изложенного, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 При этом указанные мероприятия подлежат согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

 Согласно абзацу 1 пункта 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 года № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

 В соответствии с абзацами 4, 5 раздела 1 «Общие положения» РД 52.04-52-85 Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, утв. Роскомгидрометом СССР 1 декабря 1986 года, мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются на всех предприятиях, имеющих источники выбросов вредных веществ в атмосферу, с участием отраслевых институтов.

 При этом мероприятия по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ являются обязательной составной частью сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)» и утверждаются в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 и «Временной методикой нормирования выбросов».

 Необходимо отметить, что в соответствии с Приложением 1 к ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями, утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24 августа 1978 года № 2329 в составе унифицированной структуры сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)» предусматриваются, в числе прочего,  карты-схемы с результатами расчета загрязнения атмосферы при неблагоприятных условиях погоды и выброса по всем веществам и комбинациям веществ с суммирующимся вредным действием (с учетом фона) (пункт 19), осуществляемые и намечаемые мероприятия по регулированию выбросов при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий (пункт 22).

 В соответствии со статьей 1 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» от 24 октября 1990 года № 263-1 законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР», действуют на территории РСФСР непосредственно.

 В соответствии с пунктом 2 раздела II Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу данной Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

 Ввиду изложенного, нормативные правовые акты СССР, официально не отмененные, действуют на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

 Указанная позиция находит подтверждение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2003 года № ВКПИ03-59.

 Таким образом, РД 52.04-52-85 Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, утв. Роскомгидрометом СССР 1 декабря 1986 года и ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями, утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24 августа 1978 года № 2329 являются действующими нормативными актами и подлежат обязательному применению юридическими лицами, имеющими стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 Необходимо отметить, что в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 марта 2014 года № 208-ст с 1 июля 2015 года введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями.

 При этом в соответствии с пунктом 5 Сведений о Стандарте указано, что он вводится в действие взамен ГОСТ 17.2.3.02-78 (Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями, утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24 августа 1978 года № 2329).

 Кроме того, в соответствии с Приложением А (справочное) указано, что в состав проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) входит, в том числе, план регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.

 Таким образом, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий  могли включаться в состав унифицированной структуры сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)» до 1 июля 2015 года.

 При этом указанные мероприятия подлежат согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Также необходимо отметить, что с 1 июля 2015 года мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не включаются в проект ПДВ и должны быть согласованы в качестве отдельного документа с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Требования государственных органов о представлении в составе проекта нормативов допустимых выбросов согласованных с органом государственной власти субъекта Российской Федерации мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий не соответствуют действующему законодательству.

 При этом отказ территориальных управлений Росприроднадзора в предоставлении государственной услуги при установлении ПДВ в связи с некомплектностью документов по причине отсутствия в составе проекта нормативов допустимых выбросов согласованных с органом государственной власти субъекта Российской Федерации мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий, также не соответствует действующему законодательству.

Другие новости
Вентиляция как источник выбросов
19 янв 2016
Отнесение выходов вентиляционных систем (трубы, решетки, шахты и т.д.) к стационарными источниками выбросов при проведении инвентаризации
Нам доверяют
Роснефть
Интер РАО - Электрогенерация
ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт
Транснефть
МЭЗ Юг Руси
Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы
Газпром ПХГ
BAYER
Агрокомплекс
КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ
Pepsico
Стройтрансгаз
Danone
Росгосстрах
НИПИГазпереработка
Коксохиммонтаж
Южгазэнерджи
Ильский НПЗ
Вимм Билль Данн
Краун Корк Кубань