Весь сайт

Вентиляция как источник выбросов

Отнесение выходов вентиляционных систем (вентиляционные трубы, вентиляционные решетки, вентиляционные шахты и т.д.) к стационарными источниками выбросов при проведении инвентаризации

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно п.2 ст. 22 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:

  • стационарный источник – источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • источник выброса – сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества;
  • вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
  • загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Необходимо отметить, что согласно п.1 ст.30 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с п. 3.2 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприродой СССР 01.01.1991) (далее – Инструкция) при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.

В соответствии с п. 3.4 Инструкции работа по проведению инвентаризации должна включать следующие этапы:

а) подготовительный;

б) проведение инвентаризационного обследования;

в) обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.

На первом этапе составляются краткая характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы, балансовые схемы и описания основных технологий. При этом должны быть определены выделяемые загрязняющие вещества и их источники. Балансовые схемы должны быть составлены в соответствии с нормами технологического проектирования соответствующего производства.

На втором этапе проводится обследование источников выделения и загрязнения атмосферы, эффективности пылегазоочистного оборудования, определяются их характеристики.

На третьем этапе систематизируются результаты, анализируется заполнение бланков формы № 1-воздух, составляется перечень методик, используемых для определения концентраций, и расчетных методик определения выбросов загрязняющих веществ.

Таким образом, юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, проводят инвентаризацию стационарных источников выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

При этом определение выделяемых загрязняющих веществ и их источников выбросов осуществляется на основании балансовых схем и описаний основных технологий.

В соответствии со ст. 4.1 96-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:

  • с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
  • с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
  • при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

При этом перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р.

Таким образом, сооружения, технические устройства и оборудование, которые не выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества, предусмотренные Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р) (далее – Перечень) в результатах инвентаризации не учитываются.

В случае, если эксплуатируемые здания в соответствии с технологической эксплуатационной документацией не являются источником выделения веществ, предусмотренных Перечнем, они не должны учитываться в результатах инвентаризации в качестве стационарных источников выбросов.

Другие новости
Отказ в утверждении ПДВ из отсутствия НМУ
10 авг 2016
Отказ Росприроднадзора при установлении ПДВ в связи с некомплектностью документов по причине отсутствия в составе проекта мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении и прогнозе неблагоприятных метеорологических условий.
Нам доверяют
Роснефть
Интер РАО - Электрогенерация
ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт
Транснефть
МЭЗ Юг Руси
Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы
Газпром ПХГ
BAYER
Агрокомплекс
КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ
Pepsico
Стройтрансгаз
Danone
Росгосстрах
НИПИГазпереработка
Коксохиммонтаж
Южгазэнерджи
Ильский НПЗ
Вимм Билль Данн
Краун Корк Кубань