Весь сайт

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ПЛАРН)

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) – документ, определяющий меры и действия, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на объектах связанных с аварийным разливом нефти, а также защиты рабочего персонала, жителей близлежащих населенных пунктов и окружающей природной среды от их вредного воздействия. Согласно ст.10 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий.

Организации, которым необходим ПЛАРН

Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и любых нефтепродуктов (ПЛАРН) в обязательном порядке должны разрабатываться для всех организаций осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти , а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов для следующих объектов:

  • плавучие и стационарные добывающие установки и нефтяные терминалы;
  • трубопроводы прокачки нефти;
  • нефтеналивные суда и баржи;
  • железнодорожные составы (цистерны);
  • автоцистерны;
  • стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов.

Главной задачей разработки плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти считается описание всех мер и действий, осуществляемых для выявления, предупреждения и устранения всевозможных экстремальных ситуаций, которые связаны с утечкой нефти на объектах экономики. В соответствии с ПЛАРН обеспечивается быстрое реагирование персонала, аварийных служб и специальных подразделений на разлив нефтепродуктов.

Разработка ПЛАРН (План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов) осуществляется в целях определения необходимого состава сил и средств для локализации и последующей организации работ по ликвидации разливов.

Зоной действия ПЛАРН является территория, соответствующая максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом характера использования и экологических особенностей территорий (акваторий), рельефа местности, неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени суток, времени года.

Состав ПЛАРН

План по предупреждению и ликвидации разливов нефти состоит из трех основных разделов:

  • Общая часть: характеристики объекта; мероприятия по предупреждению ЧС; прогнозирование масштабов и последствий ЧС с определением типовых сценариев развития аварийных ситуаций; определение достаточности сил и средств, и мероприятий по обеспечению их готовности к ликвидации ЧС.
  • Оперативная часть: первоочередные действия при ЧС; оперативный план ликвидации ЧС.
  • Ликвидация последствий ЧС.

Срок действия ПЛАРН

Срок действия ПЛАРН зависит от категории разлива нефти и нефтепродуктов на местности.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн;
  • муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн;
  • территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн;
  • регионального значения - разлив 1000 до 5000 тонн;
  • федерального значения- разлив свыше 5000 тонн.

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Срок действия Плана ЛАРН (ПЛАРН)

  • для организаций для объектового и местного уровня - три года;
  • для территориального уровня - четыре года;
  • для регионального и федерального уровней - пять лет.
  • территориальных и функциональных подсистем РСЧС - 5 лет;
  • звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальных - 4 года, региональных - 5 лет

По истечению указанного срока действия ПЛАРН подлежит корректировке (переработке). Кроме того, ПЛАРН подлежит корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов его утвердившего или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

ПЛАРН предусматривает:

  • прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
  • количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
  • организация взаимодействия сил и средств;
  • состав и дислокация сил и средств;
  • организация управления, связи и оповещения;
  • порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
  • система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
  • первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
  • учет географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и других особенностей района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
  • обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
  • график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
  • организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
  • ПЛАРН корректируется по истечении указанных сроков или досрочно, по решению одного из органов его утвердившего или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

Разработка ПЛАРН, регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон №68-ФЗ от 21.11.1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
  • Федеральный закон №116-ФЗ от 20.06.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • Постановление Правительства РФ №794 от 30.11.2003 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
  • Постановление Правительства РФ № 613 от 21.08.2000 г. "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов";
  • Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002 г. "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
  • Приказ МЧС РФ №621 от 28.11.2004 г. "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
  • Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации (утв. приказом МПР РФ от 3 марта 2003 г. № 156);
  • Приказ МЧС РФ № 144 от 24.03.2003 «О совершенствовании работы в области борьбы с нефтеразливами».

Штраф за отсутствие ПЛАРН

Ответственность за отсутствие на предприятии Плана ликвидации аварийного розлива нефти определена ст. 20.6 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.п.1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.
Нам доверяют
Роснефть
Интер РАО - Электрогенерация
ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт
Транснефть
МЭЗ Юг Руси
Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы
Газпром ПХГ
BAYER
Агрокомплекс
КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ
Pepsico
Стройтрансгаз
Danone
Росгосстрах
НИПИГазпереработка
Коксохиммонтаж
Южгазэнерджи
Ильский НПЗ
Вимм Билль Данн
Краун Корк Кубань