Весь сайт

Проект поправок в законодательство об отхода

Проект (http://regulation.gov.ru/projects#npa=63615) федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2017 № пр-140ГС  от 24.01.2017 (ч.1 пп. «г» п.1) о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления и предусматривающие участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Законопроектом в целях однозначного толкования предусматривается уточнение терминов «отходы производства и потребления», «норматив утилизации отходов от использования товаров», исключение требований о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности при осуществлении деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, осуществляющих самостоятельно утилизацию произведённых ими товаров, утративших потребительские свойства.

Дополнительно введен термин «раздельное накопление отходов», определяющий способ обращения с отходами, обеспечивающий образование раздельно складированных отходов от использования товаров при отчуждении права собственности на них физическим лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в местах раздельного накопления.

Статьей 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определены требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Законопроектом  дополняется указанная статья нормой, определяющей необходимость общественного обсуждения территориальной схемы обращения с отходами до утверждения путем ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законопроектом  вводится дополнительная норма, определяющая, что в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по их утилизации с индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом.

Законопроектом уточнены нормы статьи 24.2 и 24.5, касающиеся того, что нормативы устанавливаются как для товаров, так и для упаковки. В проектируемой редакции статьи однозначно определяют условия, при которых у производителей товаров возникает ответственность за утилизацию отходов от использования товаров, а также - за утилизацию упаковки, потерявшей потребительские свойства.

Дополнительно предусматривается внесение изменений в часть 1.1. статьи 15 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях определения возможности издания лицензирующим органом лицензии о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в приложении к которой указываются виды отходов I - IV классов опасности либо группы, подгруппы, позиции отходов с одинаковым агрегатным состоянием, физической формой, классом опасности, установленные в соответствии с законодательством в области обращения с отходами, и соответствующие им виды деятельности.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», определяется, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, подготавливают и ежегодно опубликовывают с использованием единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» отчеты о деятельности в области охраны окружающей среды по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

В целях осуществления общественного контроля в области обращения с отходами, установленного статьей 27 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», законопроектом предусматривается создание государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды. Предусматривается, что создание государственной информационной системы общественного контроля закрепляются за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, определяются функции и оператор государственной информационной системы общественного контроля. Законопроектом определяется, что порядок создания, эксплуатации и модернизации системы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработанный законопроект обеспечивает исполнение вышеуказанного поручения Президента российской Федерации за счет снижения административных барьеров при осуществлении утилизации отходов, четкого определения условий, при которых осуществляется образование отходов от использования товаров, которые могут в дальнейшем направляться на утилизацию. Тем самым созданы условия, стимулирующие деятельность по переработке отходов производства и потребления, вовлечение малого бизнеса и населения в деятельность по раздельному накоплению отходов для их дальнейшей переработки. Также определены нормы, обеспечивающие участие населения при разработке территориальных схем обращения с отходами и выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.

Федеральный закон (проект)

‎«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21; 2009, № 1, ст. 17; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3994; 2016, № 1, ст. 24) следующие изменения:

1)в статье 1:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«отходы производства и потребления (далее – отходы) – веществ или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, в результате потребления продукции, товаров, упаковки в связи с утратой ими потребительских свойств или в процессе потребления, которые подлежат обработке, обезвреживанию, утилизации или размещению;»;

б) абзац тридцатый первый изложить в следующей редакции:

«норматив утилизации отходов от использования товаров и упаковки (далее также – норматив утилизации) – выраженная в процентах установленная доля реализованных на территории Российской Федерации товаров определенного вида, а также доля упаковки определенного вида, использованной производителями реализованных на территории Российской Федерации товаров для их упаковки, отходы от использования которых должны быть утилизированы;»;

в) дополнить абзацем тридцать вторым следующего содержания:

«раздельное накопление отходов - организация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мест накопления для складирования видов отходов от использования товаров аналогичного назначения таких товаров и упаковки одного вида или из одного материала для добровольного отчуждения собственности на отход лицом, от потребления которого отход от использования товара образовался;»;

2)пункт 1 статьи 9 дополнить словами «за исключением утилизации отходов I – IV классов опасности, образующихся в результате осуществления деятельности того же индивидуального предпринимателя или юридического лица, который осуществляет утилизацию отходов I – IV классов опасности»;

3)в статье 13.3:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Территориальная схема обращения с отходами до ее утверждения подлежит общественному обсуждению путем ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

Утвержденная территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.»;

б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Территориальная схема обращения с отходами подлежит корректировке и последующему согласованию в соответствии с пунктами 3 – 4 статьи 13.3 настоящего Федерального закона при изменении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов, балансе количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, схеме потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.»;

4)в статье 24.2:

а) в пункте 2 слова «, включая упаковку» заменить словами «и упаковки»;

б) дополнить пунктом 4.2 следующего содержания:

«4.2. Обеспечение выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, производителем, импортером товаров, может осуществляться, путем передачи, на основании соответствующего договора отходов от использования товаров индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим прием и утилизацию отходов с соблюдением требований настоящего закона и законодательства в области охраны окружающей среды.»;

в) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

«6.1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица осуществляющие, на основании соответствующего договора, прием на утилизацию отходов от использования товаров, обязаны осуществить их утилизацию в срок, не превышающий один год с момента приема таких отходов.»;

г) пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров и упаковки, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в процентах от общего количества реализованных производителями, импортерами товаров, для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год, выраженного в единицах массы или числе единиц товаров или выраженного в единицах массы упаковки, использованной для упаковки товаров.»;

5)в статье 24.5:

а) пункты 2 – 4 изложить в следующей редакции:

«2. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров по каждой группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

3. При реализации на территории Российской Федерации товаров в упаковке, используемых для производства других товаров, экологический сбор уплачивается только в отношении самой упаковки, использованной для упаковки товаров.

4. Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, которые вывозятся из Российской Федерации.»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств (в зависимости от вида товаров), реализованных на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для упаковки товара, на норматив утилизации.»;

6) статью 24.6 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов региональный оператор, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по их утилизации, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.»;

Статья 2

Часть 1.1 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 2001 года № 99-ФЗ

‎«О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; 2015, № 1, ст. 11) изложить в следующей редакции:

«1.1 Приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности либо группы, подгруппы, позиции отходов с одинаковым агрегатным состоянием, физической формой, классом опасности, установленные в соответствии с законодательством в области обращения с отходами, и соответствующие им виды деятельности.».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ

‎«Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2006, № 1, ст. 10; 2011, № 29, ст. 4281; 2013, № 39,

‎ст. 4059; 2015, № 1, ст. 11; 2016, № 27, ст. 4286) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 51 после слов «ежегодно опубликовывают» дополнить словами «с использованием единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»;

2) статью 68 дополнить пунктами 8 – 13 следующего содержания:

«8. В целях обеспечения общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) создается федеральная государственная информационная система общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

9. Создание федеральной государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

10. Федеральная государственная информационная система общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования должна обеспечивать сбор обращений граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содержащих сведения, указывающие на наличие нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, поступающих с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – информационные сообщения), рассмотрение информационных сообщений федеральными органами исполнительной власти, сообщение гражданам, общественным объединениям и иным некоммерческим организациями о результатах рассмотрения их информационных сообщений, а также формирование, обработку и представление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

11. Функциями федеральной государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются:

сбор, систематизация (учет) и анализ информационных сообщений с возможностью приложения к ним фото- и видеоматериалов, указания координат возможных мест нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

оперативный обмен между федеральными органами исполнительной власти сведениями, указывающими на наличие нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных правонарушений;

информирование граждан о выявленных нарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, принятых предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

формирование, обработка и представление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе сведений о правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, принятых мерах по пресечению таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.

12. Оператором федеральной государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

13. Порядок создания, эксплуатации и модернизации системы устанавливается Правительством Российской Федерации.».

Другие новости
Федеральный закон № 135-ФЗ от 01.07.2017
3 июл 2017
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны
РД 52.24.622-2017
19 июн 2017
Порядок проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов для установления нормативов допустимых сбросов сточных вод
Приказ МПР Краснодарского края № 757 от 14.06.2017
15 июн 2017
Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору
Нам доверяют
Роснефть
Интер РАО - Электрогенерация
ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт
Транснефть
МЭЗ Юг Руси
Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы
Газпром ПХГ
BAYER
Агрокомплекс
КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ
Pepsico
Стройтрансгаз
Danone
Росгосстрах
НИПИГазпереработка
Коксохиммонтаж
Южгазэнерджи
Ильский НПЗ
Вимм Билль Данн
Краун Корк Кубань