Весь сайт

Письмо Росприроднадзора № ВС-10-02-36/6393 от 28.03.2017

Письмо Росприроднадзора от 28.03.2017 № ВС-10-02-36/6393 Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в связи с поступлением многочисленных обращений, по вопросу обеспечения норматива утилизации отходов от использования товаров, путем термической обработки отходов от использования товаров, направляет для руководства и использования в работе следующую информацию.

Согласно 11.1 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее - Закон № 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленных Правительством Российской Федерации.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации посла утраты ими потребительских свойств утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р (далее - Распоряжение № 1886-р).

Кроме того, в силу положений п.3 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

В силу положений п.4 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).

Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создании ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (далее - ассоциации).

При этом, в соответствии со ст.1 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперации).

Более конкретизированные понятия «рециклинг», «регенерация», «рекуперация» приведены в «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001).

Так, согласно п.5.34 ГОСТ 30772-2001 под рециклингом понимается процесс возвращении отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза. Примечанием к п.5.34 ГОСТ 30772-2001 установлено, что возможны два варианта рециклинга (рециклизации) отходов:

1. Повторное использование отходов по тому же назначению, например, стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки (этикетирования);

- возврат отходов после соответствующей обработки в производственный цикл, например жестяных банок - в производство стали, макулатуры – в производство бумаги и картона.

2. Для совокупности отходов и сбросов операцию рециклинга называют рекуперацией, для сбросов и порошкообразных, пастообразных отходов - регенерацией, для сбросов и выбросов - рециркуляцией.

Пунктом 5.35. ГОСТ 30772-2001 установлено определение рекуперации отходов, под которым понимается- деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использовании.

В соответствии с п.5.З6. ГОСТ 30772-2001 регенерации отходов это действие, приводящее к восстановлению отходов до уровни вторичного сырья или материала для вторичного использовании по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями.

Исходя из смысла понятий "утилизации отходов", установленного ст. 1 Закона N 89-ФЗ, а также понятий "рециклинг", "регенерация", "рекуперация", установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их  для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.

Под "обезвреживанием отходов", согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ, понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Также, согласно с п. 5.52 ГОСТ 30772-2001 под обезвреживанием понимается обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.

В свою очередь, в соответствии с п. 5.50 ГОСТ 30772-2001 сжигание отходов - термический процесс окисления с целью уменьшения объема отходов, извлечения из них ценных материалов, золы или получения энергии.

Исходя из смысла понятий "обезвреживание отходов", установленного ст. 1 Закона N 89-ФЗ, а также понятий "обезвреживание", "сжигание отходов", установленных ГОСТом 30772-2001, целью обезвреживания является снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, а никак не повторное использование.

Учитывая изложенное, при термической обработке отходов от использования товаров (сжигании отходов) происходит процесс обезвреживания отходов, изменение класса опасности обезвреживаемых отходов.

При этом стоит четко разграничивать, что утилизация отходов и обезвреживание отходов не являются тождественными понятиями.

Кроме того, смысл исполнения расширенной ответственности производителей/импортеров товаров путем обеспечения утилизации направлен на вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Таким образом, исполнение импортерами/производителями товаров нормативов утилизации отходов путем их обезвреживания, сжигания и обеззараживания, термической обработки является недопустимым.

В случае выявления фактов исполнения импортерами/производителями товаров норматива утилизации, установленных Распоряжением 1886-р, путем обезвреживания отходов (сжигания, пиролиза и т.д.), применять меры административного воздействия, установленные ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно сообщаю, что в силу положения п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, является объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Другие новости
Письмо Роприроднадзора № АА-03-04-32/14988 от 11.07.2017
11 Июл 2017
О разъяснениях по вопросам постановки объектов НВОС на государственный учет
Письмо РПН ЦФО № 18-25/7344 от 01.06.2017
1 Июн 2017
О компонентном составе отходов
Письмо НИИ Атмосфера № 07-2-271/17-0 от 17.04.2017
17 Апр 2017
О сравнение величин приземных концентраций
Нам доверяют
Роснефть
Интер РАО - Электрогенерация
ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт
Транснефть
МЭЗ Юг Руси
Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы
Газпром ПХГ
BAYER
Агрокомплекс
КРАСНОДАРГАЗСТРОЙ
Pepsico
Стройтрансгаз
Danone
Росгосстрах
НИПИГазпереработка
Коксохиммонтаж
Южгазэнерджи
Ильский НПЗ
Вимм Билль Данн
Краун Корк Кубань